Плоские геометрические формы

Плоские геометрические формыПри рассмотрении пятен любой конфигурации наши глаза непроизвольно находят некоторую упорядоченность в их расположении. Также непроизвольно мы объединяем пятна в отдельные группы, силуэты которых чаще всего ассоциируются при восприятии с простыми плоскими геометрическими формами.

Силуэт — это простейший вид формы объекта на изобразительной плоскости.

Белый лист бумаги воспринимается как световое поле картинной плоскости. Любой штрих или мазок, нанесенный на эту плоскость, становится формой в световом пространстве, а след от кисти, карандаша, пера приобретает значение предмета. Силуэт — это первое впечатление от формы в пространстве. Силуэтное пятно можно рассматривать в виде изображения по принципу «негатив —позитив» или отношения фигуры и фона.

При заполнении картинной плоскости любыми изображениями в виде пятен, геометрических фигур или реальных предметов мы получаем то, что в психологии называется фигурой и фоном.

Фон — это чистый прямоугольник, а любой след в виде Фигуры прерывает пустоту изобразительной плоскости.

В тех случаях, когда фигура или форма имеет реальные очертания, нам представляется, что объект находится в пространстве, ограниченном рамой. При этом четкость силуэта зависит от угла зрения, при котором воспринимается форма в целом. Если в общей цепи акта восприятия мы ощущаем форму как материальное свидетельство движения и одномоментного отражения характера его действия, мы видим и выделяем в предмете его силуэт. Он является наиболее выразительным свойством формы.

Контур обладает активной выразительностью. Внимание сосредоточивается на форме и в меньшей степени — на цвете. Швейцарский живописец и теоретик искусства И. Иттен при изучении цветовой гармонии в школе «Баухауз», чтобы освободиться от воздействия формы, использовал сетку шахматной доски. Размеры цветового пятна на белом и черном фоне будут выглядеть по-разному в соответствии с оптическим явлением иррадиации. На светлом фоне пятно будет зрительно уменьшаться, а на темном — увеличиваться.

Похожие записи

  • 29.05.2015 Минимальная масса Под Массой Мы понимаем зрительное ощущение тяжести или легкости плоскостной либо […]
  • 05.06.2015 Композиционная структура Итак, зависимость между расположением формы на плоскости и психическим ощущением условно […]
  • 03.06.2015 Основные направления В общей теории цветовой гармонии можно обнаружить три основных направления. Первое […]
  • 26.05.2015 Художественная информация Художественная информация в формальной композиции количественно и качественно будет […]
Интересные статьи

Copyright © 2015. All Rights Reserved.