Музыкальные произведения

Музыкальные произведенияВ музыкальных произведениях мы не находим точных предметных соответствий звуковых образов с образами реальными. Главными в музыке являются чувства, эмоции, настроение, тончайшие нюансы которых доступны выражению музыкальными средствами, чего нельзя сказать об адекватности словесного выражения. Зрительный и слуховой аппараты человека тесно взаимодействуют между собой в чувственном понимании мира. Многие звуковые впечатления могут вызывать соответствующие им зрительные ассоциации, например крик петуха ассоциируется с ранним утром, с восходом солнца. А великолепный некрасовский образ «идет, гудет зеленый шум» ассоциируется по своему значению с ветреной погодой. На ассоциативных свойствах нашего мышления, на способности сопоставлять и соединять зрительные и слуховые впечатления основываются изобразительные возможности музыки, выражаемые мелодией, ритмом, тембром. Так, четкий музыкальный ритм ассоциируется с энергией и силой, а прерывистый — с растерянностью. Взаимодействие высоких и громких звуков позволяет выразить раскаты грома и блеск молнии, а низкие и негромкие звуки могут стать выражением тишины и спокойствия.

В многообразных живописных произведениях часто прослеживается музыкальная направленность изображения. При этом художники руководствуются двумя мотивами. Для первого характерным является подражание музыке по содержанию; художник стремится передать специфическими живописными средствами впечатления от конкретного музыкального произведения, т. е. здесь налицо общее эмоциональное воздействие, ведущее к возникновению ассоциаций «чувствоЦвет». Для второго характерным является подражание музыке по форме, языку и способу мышления, в условном метафорическом смысле — это «музыкальная живопись». Косвенное заимствование живописью языка музыки — движения и выразительности — придает изобразительному произведению музыкальность. При различии материала и языка музыку и живопись объединяют закономерности композиционного построения, цветовой строй, симметрические или асимметрические приемы построения формы произведений и т. д.

Похожие записи

  • 17.05.2015 Художественная форма Сам художник считал, что писать нужно не только «вещи», но и свое отношение к ним, […]
  • 01.05.2015 Обучение в вузе Как известно, обучение в вузе строится на основе теоретической подготовки, практической […]
  • 15.05.2015 Композиционный центр Наряду с перечисленными приемами могут использоваться противопоставления и явные отличия […]
  • 12.05.2015 Психическая сила краски Психическая сила краски, как отмечал В. Кандинский, рождает вибрацию души . При этом он […]
Интересные статьи

Copyright © 2015. All Rights Reserved.