Познание различных закономерностей
Познание различных закономерностей в изобразительном искусстве вооружает нас знаниями, поэтому большое значение имеет ориентация на развитие индивидуального творческого мышления. В искусстве многое постигается интуитивно, и роль интуиции является определяющей.
Сложность творческих процессов, происходящих в нашем мозге, превышает предел возможностей, доступных сознанию. Это не позволяет взять их под контроль, но активизация творческих процессов возможна. Формирование творческого потенциала, как и всякой способности, нуждается в развитии, постоянном тренинге, который должен быть нацелен на преодоление шаблонного мышления и обеспечивать получение результата, содержащего в себе свежие идеи и элементы новизны.
Стимуляция нахождения самостоятельных творческих решений, установка на пробуждение воображения и формирование профессионального видения того, что создается, являются одним из механизмов активизации психологической составляющей нашего сознания.
В немецком искусстве начала XX в. широкое распространение получило направление чувственного интуитивизма. Наиболее полно оно проявилось в экспрессионизме. Экспрессионизм в широком смысле слова представляет собой сумму приемов контрастно-конфликтных отношений, подчеркнутой выразительности и повышенного эмоционального внимания к определенным сторонам жизненных явлений. Предметы и явления внешнего мира стали для художников средством, материалом воплощения собственного восприятия мира. Свои ощущения, впечатления и чувства они стремились доносить до зрителя с предельной выразительностью. В соотношении восприятия и действительности первичным представляется внутренний мир художника, а вторичным — внешний мир, на который проецируется мир внутренний. Эта формулировка понимается как бессознательное проецирование души художника на неодушевленные предметы, которое находит свое выражение в творчестве. Средством воплощения этого процесса в изобразительном искусстве явилось использование сочетаний формы и цвета, различных линий и ритмики, которые рассматривались как некие динамические силы. Также использовался прием противопоставления мягких криволинейных форм жестким графическим формам, позволяющий при восприятии концентрировать внимание зрителя на не явно выраженном объекте.