Музыкально-живописные тенденции
Музыкально-живописные тенденции проявились в различных течениях изобразительного искусства: романтизме, импрессионизме и постимпрессионизме, символизме, кубизме, абстракционизме и др. Особенно ярко они выражены в абстракционизме, в котором произошел полный отход от предметности и сюжетности в картине. Концептуальные положения В. Кандинского о беспредметной живописи, изложенные в его теоретических трудах, указывали на ее тесные связи с музыкой как по принципам, так и по приемам организации используемых средств. В. Кандинский считал цвет тем средством, благодаря которому можно воздействовать на душу человека. Он обратил внимание на эмоционально-смысловые и символические характеристики некоторых цветов, а также сопоставил воздействие цвета и абстрактных форм с тембром, мелодией, симфоническими формами, используя при этом синестетичес — кие музыкальные ощущения. Об этом недвусмысленно говорят и его ритмические, изысканные по цвету и форме картины с музыкальными названиями: «Импровизация», «Композиция», «Полифония» и др.
В качестве показательного примера «музыкальной живописи» можно привести удивительные картины американского художника Л. Фейнигера: «Парусная регата», «Большие яхты», «Пароход один», «Парусные лодки» и др. Его художественный стиль целиком сформировался под влиянием музыки, которая ощущается в линейных ритмах его полотен, в силуэтности и графичности форм. Условная форма и условное пространство являют собой единое целое. Причем эти формы кажутся испаряющимися и растворяющимися в зыбком воздухе. Цветовой строй его картин поразительно музыкален. Музыка полотен художника полна очарования. Возникает ощущение звучания изобразительного пространства, разнонаправленных силуэтов парусов яхт и моря. Колористическая гамма его картин отличается насыщенностью. Треугольники парусов, наложенные друг на друга, острые углы лодок создают иллюзию движения, а противопоставление жестких прямых линий вызывает ассоциации с мощными порывами ветра.